​Как достичь удовлетворения в жизни?

Сосредоточенность на духовном счастье рождает терпение, помогающее отказаться от жадности к низменному счастью.

Кроме благостных аскез для речи существуют благостные аскезы для ума, и самая первая из них — это удовлетворенность или умиротворение внутри себя. Человек, стремящийся к счастью, должен научиться быть удовлетворенным. Удовлетворенности не бывает без умиротворения. Умиротворение — это наслаждение миром в самом себе. Как же достичь умиротворения?

В Ведах говорится: «Только тот, кого не беспокоит непрекращающийся поток материальных желаний, что подобны рекам, впадающим в океан, который всегда полон и вместе с тем безмятежно спокоен, может обрести мир и покой, а не тот, кто стремится удовлетворить свои желания».

Таким образом, для достижения умиротворения внутри себя и удовлетворенности следует научиться преодолевать в себе поток желаний, или, другими словами, жадность. Жадность — это на самом деле стремление к счастью, и поэтому она присуща любому живому существу. Так все-таки нужна нам жадность или нет? Должны ли мы от нее избавиться?

Оказывается, не всякая жадность нужна, и не всякая жадность вредна. Вообще в природе существует два вида жадности:

• жадность к низменному счастью,

• жадность к возвышенному (духовному) счастью.

Первое, что нужно понять, — без жадности мы не проживем, потому что, не стремясь к счастью, мы тем самым себе еще больше навредим. Человек, который живет без жадности к истине и прогрессу, просто проживет бесполезную жизнь. Нужно перенаправить свою жадность в нужное русло. Поэтому единственный способ достичь полной удовлетворенности — это взращивать в себе сосредоточенность на высшем духовном счастье (жадности к духовному знанию).

Как же жадность к комфорту, деньгам, почету, хорошему положению в обществе можно переключить на жадность к бескорыстию, служению истине, постижению Бога? Постепенно, через внутреннее усилие, этого можно достичь. Для начала очень полезно пытаться постоянно переключать свое внимание на позитивное мышление (учиться верить в счастье) и стараться культивировать в себе бескорыстные помыслы. Этому помогает правильное общение. В какую психическую среду мы себя погружаем, такими мы и становимся. В результате жадность к духовному знанию начинает расти.

Сосредоточенность на духовном легче достигается при общении с людьми, молитвами, книгами, которые уже сосредоточены на духовном. Регулярное общение со святыми людьми — это секрет достижения умиротворения (сосредоточенности на высшем счастье). Как же разгадать этот секрет мира внутри себя и реально понять важность подобного общения?

Для простоты изложения этого вопроса воспользуемся известной аналогией и поговорим о том, как ведут себя муха и пчела. Пчела всегда стремится к меду, она думает только о том, как бы раздобыть меда, ничто другое ее в жизни не интересует. Пчелы, общаясь друг с другом, всегда «говорят» и «думают» только о меде. Муха все время «думает» об испражнениях и постоянно везде их ищет. Если мы попадаем в компанию «мух», то нам со временем само собой захочется видеть во всех одни лишь недостатки. Если мы попадаем в общество «пчел», то само собой появится желание стремиться к меду (к позитивному мышлению, к бескорыстию, к счастью, к служению высшей истине).

Значит, общение решает этот вопрос?
Но для общения с хорошими людьми нужны какие-то общие интересы. Да, это так, и бескорыстная деятельность — вот что может привлечь в общество пчел. Но как найти область деятельности, которая лишена корысти? Веды говорят, что только духовная (бескорыстная) деятельность, направленная на постижение Бога и предназначенная для счастья всех людей, полностью лишена корысти.

А если не хочется заниматься духовной деятельностью? Правильно, чаще всего не хочется. Но интересно узнать, что без усилий над собой заниматься духовной деятельностью мало кому хочется. Наоборот, всегда хочется лениться, жадничать, ворчать, злиться. Оказывается, способность заниматься духовной деятельностью, а тем более желание ею заниматься — это плод большого аскетизма в уме. Так значит, мы должны заставлять себя читать молитвы, повторять Святые Имена Бога и желать всем людям счастья?

А как же вы думали? Мы здесь беседуем об аскетизме ума, добровольном лишении его комфорта. Неужели, лишив ум комфорта, мы достигнем мира внутри себя? Да, если мы, лишив ум ленивого комфорта, насильно наполним его духовным счастьем. Разве от этого не появится умиротворение? Вспомните, разве у вас в жизни не было такого, когда приходилось заставлять себя делать что-то неприятное, но нужное и затем испытывать счастье от победы над собой?

Сосредоточенность на духовном счастье рождает терпение, помогающее отказаться от жадности к низменному счастью. С помощью терпения и отречения от ненужного можно избавиться от вожделения, жажды денег, гнева, лени. Всё это немедленно приведет к ощущению стойкого счастья и мира внутри себя. Самый лучший способ отречься от ненужного — это занять себя нужным. Поэтому Веды и рекомендуют всё свободное время посвятить духовной практике. Другого способа приблизиться к умиротворению нет.

 

Олег Торсунов из книги «Избранные лекции»

Фото из открытых интернет-источников

Если вы хотите использовать материал с нашего сайта, поставьте активную гиперссылку на страницу с публикацией. Спасибо.