Наши страдания — это лишь плод завышенных ожиданий и неправильное понимание того, как нужно трудиться.
В предыдущей статье мы разбирали карма-йогу как путь к Богу через исполнение своих обязанностей. Мы поговорили о системе варнашрамы — системе общественных и личных отношений, помогающих урегулировать деятельность человека для духовного развития. Мы также упомянули, что в карма-йоге очень важно выполнять свои обязанности, но не привязываться к плодам своих трудов. В этой статье мы поговорим об этом подробнее.
Всю жизнь мы трудимся, что-то делаем для близких людей, помогаем окружающим и, как правило, ждем за это благодарности. Это ожидание благодарности и есть привязанность к плодам своей деятельности. Это то, что не дает нам покоя, когда мы выполняем какие-то просьбы, поручения или помощь. Нам естественным образом хочется услышать что-то приятное в ответ.
Например, молодая жена помогает матери мужа принимать гостей. Она помогает ей, готовит, выполняет все ее поручения, бегает на подхвате, при этом старается делать так, как этого просит свекровь, и в конце, когда гости уходят, конечно же, ей хочется услышать благодарность за ее труды. Хорошо, если эта благодарность выражается со стороны свекрови. Но часто бывает так, что нам даже скажут спасибо, а нам всё равно мало, потому что душевных сил был затрачено гораздо больше. В результате у этой девушки пропадает желание помогать, и в следующий раз она уже не захочет так напрягаться. Ведь ее усилия воспринимаются со стороны как должное, а не как светлый порыв.
Или случай на работе. Вам в очередной раз дали работу сверхурочно и сказали, что за это в качестве поощрения дадут премиальные в конце месяца. Но приходит зарплата, а премии нет. Знакомый пример? Почему же мы так страдаем от того, что не получили желаемого, от того, что нас не похвалили или просто не оценили наш труд? Потому что мы слишком привязаны к результату, мы хотим наслаждаться плодами своих трудов. Так как нам не дают наслаждение, мы впадаем в уныние, а этих людей впоследствии критикуем в настроении «я им всё, а они мне ничего». Однако наши обвинения — это лишь плод наших завышенных ожиданий. Наши страдания — это лишь неправильное понимание того, как нужно трудиться.
В Священных Писаниях говорится: «Тот, кто действует, не стремясь наслаждаться плодами своего труда, обладает всей полнотой знания. Мудрецы говорят про такого человека, что все последствия его действий сгорели в огне совершенного знания. Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворенный и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук» (Бхагавад-гита, 4.19).
Такой человек посвящает все свои действия Богу, и так как он преисполнен любви к Нему, он не испытывает привязанности к плодам своего труда. Если у него что-то получилось, он спокойно это принимает, если не получилось, он также это принимает. Он понимает, что за всем этим стоит Бог, что сам он не управляет тем, какой будет результат. Он отдает право распоряжаться результатами своей деятельности Богу, поэтому если что-то не получается, он не страдает, а принимает эту ситуацию.
Такой человек не стремится приобретать вещи или сохранять то, что уже имеет. Он старается как можно лучше исполнить свой долг, а во всем остальном полагается на Бога. Здесь можно вспомнить эпизод из книги «Путешествие домой» великого святого наших дней Радханатха Свами. Он рассказывает, как когда-то, устраиваясь на ночлег в пещере со своим наставником, он заметил, что тот взял в руки палку. Он спросил учителя, зачем ему ночью палка. На что наставник ответил: «Сегодня днем люди видели, как леопард-людоед поднялся в горы и пошел в нашу сторону».
Тогда Радханатха Свами очень удивился и спросил его, неужели он считает, что эта палка сможет спасти его от хищника. Наставник отметил: «На всё воля Господа, но Он должен знать, что я сделал всё, что было в моих силах». Радханатха Свами вспоминает, что этот ответ его полностью удовлетворил, и он смог спокойно заснуть после услышанного.
Отметим, что деятельность человека, свободного от мирских привязанностей, не имеет никаких последствий, ни хороших, ни плохих, как будто он вообще не совершает действий. Такая деятельность называется акармой, и она не влечет за собой кармических последствий. Более подробно эту тему мы раскрыли в статье «Как карма проявляется в нашей жизни?». Поэтому любые наши действия, которые мы совершаем не для удовлетворения Бога, а для себя, порабощают нас и приводят к различным последствиям.
Однако наш уровень самоосознания не настолько высок, поэтому нам трудно смириться даже с малейшими изменениями в наших планах. Допустим, мы решили выехать за город и отдохнуть на природе, но по дороге начался дождь, и вот уже все сетуют на погоду. Или, например, затеяли свадьбу на лето, но обстоятельства сложились так, что со свадьбой нужно подождать, и все вокруг начинают переживать. Или вы запланировали важные ответственные дела на сегодняшний день, а всё пошло наперекосяк, и вы жутко от этого страдаете.
Почему? Потому что, когда мы что-то планируем, мы, как правило, рассчитываем, что всё будет идти как по плану. Мы не оставляем возможности, что может быть как-то по-другому. Однако как говорится: «Люди полагают, а Бог располагает», и здесь показателен сюжет фильма «Ирония судьбы, или с легким паром», где главный герой, сам того не подозревая, оказался на Новый год в Ленинграде.
Вы спросите, зачем вообще нужно не привязываться к плодам своей деятельности? Почему это так важно? Потому что так мы будем меньше испытывать неудовлетворенности и страданий. Ведь когда ничего не ждешь, то и разочарований меньше. А поводов для них в жизни предостаточно. Довольно того, что когда женщина готовит каждый вечер, ей хочется, чтобы кто-нибудь отметил ее труды, но обычно муж и дети после ужина просто выходят из-за стола и идут по своим делам. Или когда муж ходит на работу, кормит всю семью, обеспечивает необходимым, ему естественным образом хочется уважения, однако чаще всего он слышит лишь упреки. Поэтому Веды говорят, что в этом мире опасно к чему-либо привязываться, потому что так мы будем неизменно страдать.
Если привязываться к работе, то коллеги и начальник будут мучить и давать дополнительную работу, а платить и уважать меньше. Если привязываться к оценкам в учебе, то будет невозможно по-настоящему учиться. Если сильно стремиться к тому, чтобы близкие люди стали слушать лекции Олега Геннадьевича, то можно испортить с ними отношения. Если делать добрые дела и ждать похвалы, то шанс ее получить будет очень не велик. «Если ты за добро благодарности ждешь, ты не даришь добро, ты его продаешь», — писал Омар Хайям.
Если с коллегами, друзьями и дальними родственниками мы можем не придавать большого значения их словам и действиям, то с близкими людьми это будет сделать невероятно трудно. Поэтому очень важно научиться не привязываться к плодам своих трудов в семейной жизни, ведь в этих отношениях мы вкладываем все свои силы и душу. Однако если мы служим и не видим соответствующей обратной реакции, нас начинают посещать мысли, что наши близкие не достойны быть рядом с нами, и мы либо страдаем, либо ищем любви в других отношениях. Ведь всеми нами движет желание наслаждаться. Все хотят счастья, но отдавать его не хотят, а это одна из основных причин, по которой рушатся браки.
— Всегда будет и радуга, и горькие слезы. Если мы хотим наслаждаться, то всегда будет и первое, и второе. Если хочешь посмотреть на одну сторону медали, придется смотреть и на вторую. Но есть жизнь, в которой только одна сторона. Это служение, то есть очень чистая и счастливая жизнь. Но у человека нет своей возможности так жить. Эту возможность у нас забрала карма. Она заставляет нас жить, заботясь только о себе. Веды называют это рабством материального существования. Мы находимся в рабстве своих желаний. Но свобода от рабства заключается в том, чтобы забыть про себя и начать всем служить. Делать это в состоянии радости и понимания, что это и есть счастливая жизнь. Ведь когда человек служит с добрым сердцем, рабство заканчивается, — отмечает Олег Геннадьевич.
Если говорить о привязанности в более широком плане, то именно она сковывает нас и делает рабами своих желаний. Желания в свою очередь приводят к действиям, действия — к последствиям, последствия — к новым рождениям, новые рождения — к бесконечным скитаниям по материальному миру и страданиям. Поэтому пока мы удовлетворяем свои желания, мы находимся в рабстве. И когда кто-то делает что-то не так, как я этого хочу, у нас это вызывает протест. Это и есть следствие нашей привязанности. Мы хотим, чтобы было только по-нашему и никак иначе. Но жизнь дана нам для того, чтобы мы научились принимать всё, как есть, давали свободу выбора близким людям, а все свои действия направляли не на себя, а на служение людям и Богу. И если мы сможем так непривязанно и бескорыстно жить, то в этом случае счастье неминуемо придет в нашу жизнь.