Здравствуйте!
Для того чтобы мой ответ был полным и развернутым, у меня слишком мало данных.
О причинах депрессии
1. Возможно, у вашего сына произошел какой-то сильный психический стресс. Первый год обучения в вузе обычно является стрессовым для выпускников школе, потому что они попадают в среду, отличную от школьной, и приходится принимать за себя какую-то ответственность, уже не работает эффект «хорошую оценку всё равно поставят», меняются преподаватели, коллектив друзей.
Поэтому первый год является критическим для первокурсников. Некоторые идут в разгул, могут начать пить, развратно себя вести, забросить учебу и т. д. А некоторые впадают в шок, сталкиваясь с таким невежественным поведением, особенно, если это ребенок из приличной семьи, которая ограждала его от подобных проявлений.
2. Следующий момент — это смена расписания. В школе было стабильное расписание чуть ли не с пятого класса, не было таких требований, которые предъявляются в вузе. Человеку на первый взгляд может казаться, что всё это невозможно выучить, всё это очень сложно. В вашем случае это могло обостриться и тем, что сын еще отличник. Он привык, что у него всегда всё получается хорошо, и страх получения негативной оценки мог ввести его в такое состояние.
3. Возможно, это была комбинация факторов. Прежде чем отправлять ребенка к психиатру, следовало бы выяснить причины. Потому что если причиной депрессии вашего сына является какой-то из вышеописанных факторов, то здесь нужна скорее не работа психиатра, а работа психолога по выведению ребенка из экстремальных для него ситуаций.
4. Не могу также исключать и возникновения какого-то психического заболевания. Вы, к сожалению, не написали диагноз, почему выбран довольно непростой препарат для лечения и чем психиатр мотивирует такое длительное его употребление. Этот препарат чисто симптоматический, он не оказывает нормализующего действия. Я не берусь здесь судить, так как не знаю всех подробностей.
5. Также большое значение имеет, кто выбирал вуз для ребенка, пошел ли он туда добровольно, нравится ли ему выбранная специальность или он ее выбрал из соображений престижа. Негативное отношение ребенка к выбранной профессии либо разочарование в ней, плюс еще все эти стрессообразующие факторы могли привести к нервному срыву с депрессией.
Что делать?
1. Прежде чем говорить с сыном о возвращении к учебе, вам необходимо самой для себя вспомнить и тщательно проанализировать все возможные причины, почему с ребенком произошла такая ситуация. Разговаривать о восстановлении в институте нужно уже исходя из этих позиций.
Если ребенку изначально профессия не нравилась, но родители настояли либо какие-то соображения престижа заставили, тогда не стоит ставить вопрос о возвращении на ту же специальность. В этом случае нужно вести дозированный разговор с сыном на тему, чем бы он хотел заниматься, чтобы он сознательно сделал свой выбор. Когда человек занимается любимым делом, оно у него не вызывает стрессы в психике, а наоборот, позитивные эмоции.
2. Большое значение имеет, в каких отношениях вы находитесь с сыном. В идеале отношения должны быть доверительные, чтобы он мог рассказать вам, как он себя чувствует, что с ним происходит, тогда вы сможете ему помочь. Если по каким-то причинам у вас нет доверительных отношений, сын закрывается от вас, если вы общаетесь с ним в командно-административном тоне (позиция «ты должен»), то в таком случае разговаривать с ним о продолжении учебы бессмысленно и вредно.
Тогда необходимо работать над созданием доверительных отношений. Эта работа очень тонкая, так как такие отношения формируются в результате длительной совместной жизни, в результате активного участия в делах сына. Ни в коем случае нельзя подавлять его волю.
3. Понаблюдайте, чем сейчас занят ваш сын? Если он просто сидит на оланзапине, ничего не делает, ведет праздный образ жизни, то очень мало вероятности того, что эта депрессия пройдет. Мужчина должен быть активным, должен обязательно чем-то заниматься. Но опять же подходить к этому нужно очень мягко.
Если у него нет занятия, вы можете предложить ему что-то на выбор, спросить, чем бы он хотел заниматься, чтобы постепенно формировать у него интерес к собственной жизни. Давайте ему какую-то самостоятельность, излишней опеки не должно быть.
4. В любом случае, если сын не восстановится в институте, не надо считать это трагедией. Через несколько лет, когда он сойдет с нейролептических препаратов, с ним можно будет говорить уже вплотную, чем он будет заниматься.
5. Я бы порекомендовала вам проконсультировать его у хорошего психолога и проверить тщательно у психиатра на наличие психического заболевания, то есть выявить: либо это психологическая проблема, либо это психическое заболевание. Если это психическое заболевание, тогда необходимо принимать препарат с возможностью его отмены в период ремиссии.
Если это психологические проблемы, тогда постепенный плавный уход от этих лекарств и решение психологических проблем совместно с психологом. Но ни в коем случае не оставлять человека на подобных препаратах, так как они крайне негативно воздействуют и на физическое здоровье, и на психическое.
Но еще раз повторюсь: отменять такие препараты нужно крайне осторожно, и их отмена может вызвать определенные расстройства в психике.